10 самых популярных автомобилей 2017 года
Барометр мирской славы “народных автомобилей”
Популярность автомобиля выражается не столько в количестве проданных моделей, в раскрученном бренде, в рекламном шике, сколько в народном сердце. Эта любовь складывается из многих составляющих, таких как цена автомобиля, его оснащение, экстерьер, интерьер, надежность, качество, безопасность, управляемость, ремонтопригодность, гарантийный срок, стоимость эксплуатации. Соотношение этих параметров и дает в конечном итоге народную популярность автомобиля, причем не как роскоши, а как средства передвижения.
Отечественный авторынок медленно, но уверенно справляется с последствиями кризиса: число продаж новых автомобилей в стране продолжает стабильно расти. Причем в топе «народной любви» ожидаемо оказались компании, известные своими бюджетными моделями: большинство покупателей вынуждено выбирать новый автомобиль при ограниченных финансах. Именно поэтому бесспорным лидером по состоянию на сентябрь остается АвтоВАЗ, продавший с января этого года наибольшее количество легковых автомобилей.
Однако пример АвтоВАЗа показателен тем, что, несмотря на самые высокие продажи в стране в совокупности, первое место по конкретной модели захватили Kia – конкуренция в бюджетном сегменте сейчас очень остра, и привлечь одной лишь ценой очень трудно. Если же брать в расчет не только продажи, но и динамику их изменения, то картина борьбы на легковом рынке становится все интереснее: если Kia Rio не только удерживает пальму первенства, но и демонстрирует 18-процентный рост продаж в сравнении с прошлым годом, то его извечный соперник и соплатформенник, Hyundai Solaris, упал с 1 до 4 места с 20% падением продаж.
1 место – KIA Rio
Пережив очередной рестайлинг (возраст 17 лет – не шутка), автомобиль в этом году завоевал звание лидера российских продаж. Действительно, корейцам удалось найти лучшее решение для российского покупателя – при достаточно приемлемой по посткризисным меркам цене покупателю предлагаются и качественная сборка, и неплохо подобранные связки «мотор-трансмиссия», и современный дизайн. Немаловажно для покупателей и то, что Kia имеет продуманную стратегию рынка оригинальных запчастей – ходовые детали, скажем, подвески по цене мало отличаются от дешевого неоригинала, а иногда даже оказывается дешевле. Учитывая, что обслуживать Rio можно и самостоятельно, стоимость владения автомобилем становится привлекательной.
Покупатель получает и серьезный набор электронных «помощников», положительно влияющих на безопасность: в топовой комплектации, помимо уже привычных подушек безопасности и АБС, присутствуют системы курсовой устойчивости, предупреждения экстренного торможения и так далее. Автомобиль устроит и тех, кому хочется ездить побыстрее: 123-сильный мотор 1,6 литра в сочетании с шестиступенчатой «механикой» позволяет Kia Rio достаточно шустро стартовать с места, под педалью газа остается запас для маневров на обгоне.
Что касается салона, то он вполне приемлем по комфорту, а его оснащение не отсылает к двухтысячным годам. А это немаловажно – один из бестселлеров рынка, Renault Logan, в свое время пытался взять клиента только ценой и легендарной неубиваемостью, но молодежную аудиторию дизайном в стиле… как бы это сказать помягче… все же потерял.
Ноябрь 2017 года обещает еще подстегнуть интерес к хорошо известному автомобилю – поддерживая тенденцию к созданию «околокроссоверных» моделей городских хэтчбеков, Kia объявили о старте продаж Rio X-Line – приподнятого хэтчбека в соответствующем обвесе.
2 место – Lada Granta
«Гранта» сохраняет практически стабильные продажи – что в этом году, что в тот же период прошлого разница в числе проданных машин составила всего 6,4%. Однако, если в прошлом году 63 тысячи проданных с января по сентябрь машин сделали бы «Гранту» самым продаваемым автомобилем года (но к декабрю «Солярис» все же вырвался вперед), то в этом году отставание от Rio составило уже 10 тысяч: покупатели явно стали готовы отдать большие суммы за машины с лучшим оснащением, не говоря уж о принципиальных ненавистниках АвтоВАЗа, которые зовут эту модель не иначе как «Мечта иммигранта». Стоит Lada Granta от 370 тысяч рублей.
Автомобиль изначально создавался как максимально бюджетный, так что уровнем оснащения поразить не может. В списке моторов продолжает оставаться всем до боли знакомый 1,6-литровый восьмиклапанник – пусть в 2011 году он и прибавил в мощности за счет серьезного облегчения шатунно-поршневой группы, но корни советской «восьмерки» в нем видны издалека до сих пор. Причем, если «восьмерка» при обрыве ремня ГРМ клапана не гнула, то доработка ЦПГ отныне заставляет внимательнее смотреть на строки замены ремней – теперь поршень гарантированно встретится с клапанами. По ВАЗовской традиции автомобиль имеет и версию «Спорт», если так можно назвать машину аж со 114 л.с. под капотом.
Выбор трансмиссий, однако, неплох – это не только механическая «пятиступка», но и автомат (увы, четырехступенчатый), и даже «робот». Однако наиболее популярны именно версии с «механикой» – они и дешевле, и надежнее, тем более что японский автомат Jatco по конструкции уже перешагнул тридцатилетний возраст.
Набор систем безопасности традиционен – до двух подушек безопасности, АБС. Причем последняя именно «Гранте» нужна как воздух – при резком торможении легкий автомобиль стремится пойти боком, держать траекторию неопытному водителю очень сложно.
3 место – Lada Vesta
Прожив на рынке два года, «Веста» стала весьма популярна – сохраняя доступную цену, она имеет гораздо более приятный глазу дизайн, чем предыдущие «произведения» завода. При этом сотрудничество с концерном Renault-Nissan принесло не только достойный внешний вид, но и немалую долю заимствованных комплектующих: хотя Vesta и комплектуется исключительно отечественными моторами, трансмиссия, рулевое управление и тормоза уже хорошо знакомы по автомобилям Renault.
Неплох и набор опций безопасности: уже в базовой комплектации используется система курсовой устойчивости, контроля трогания на подъеме помимо обычной АБС. В более богатых появляется не только подушка безопасности переднего пассажира, но и боковые подушки – неудивительно, что по результатам краш-тестов детище АвтоВАЗа показало себя на твердые 4 балла, что для бюджетного сегмента неплохо само по себе, а уж для тольяттинского завода – вдвойне. Стоит «Веста» от 567000 рублей.
По оформлению салона и качеству подгонки элементов Vesta не кажется гадким утенком на фоне конкурентов: хотя фирменный «Х-дизайн», нашедший отражение в интерьере, понравится не всем, в сравнении с «Приорой», которую «Веста» и сменила на конвейере, сделан огромный шаг вперед. Современное головное устройство мультимедиа, автоматический климат-контроль – это уже хорошее предложение для «бюджетки». Зато определенно сильная сторона «Весты» – подвеска: в то время как иномарки для России в лучшем случае адаптируют, то здесь все разработано изначально для наших дорог. Так что при неплохой управляемости «Веста» еще и не вытрясает душу на том, что у нас почему-то принято считать дорогами, и после Kia Rio это чувствуется особенно хорошо.
4 место – Hyundai Solaris
Ближайший родственник Kia Rio в этом году стал лидером антирейтинга продаж: в то время как для других моделей со снижением спроса его процентное выражение составляет несколько процентов, «Солярис» провалился аж на 20 – если за прошлогодние январь-сентябрь продали 66 тысяч автомобилей, то в этом году лишь 53 тысячи.
Причем именно в этом году начались продажи рестайлинговой версии, что, по идее, должно было поддержать спрос. Автомобиль не только посвежел внешне, но и стал безопаснее: по методике ARCAP он получил 16 баллов из 16, обогнав всех прочих конкурентов. Что характерно, Solaris в первом кузове получил в свое время почти вдвое меньший балл.
Но, увы, обновление не помогло «Солярису» – по цене он отнюдь не является оптимальным вариантом, базовая комплектация стоит уже 624 900 рублей. Для сравнения: «Веста» и «Гранта» с таким же мотором стоят значительно дешевле, тут по цене корейской «базы» можно взять и комплектацию побогаче. Если же взять «Солярис» в топовой комплектации, то его цена перевалит за миллион – а тут уже появляются куда более именитые конкуренты.
Больших претензий к оформлению салона нет: он скроен недорого, но тщательно, и лишь новомодный мультируль ощутимо скользит в руках. Что точно мало кому понравится – это ядовито-голубая подсветка всего, что только можно, в сумраке ощутимо выедающая глаза. Вроде бы мелочь, но из таких мелочей и складываются продажи.
5 место – Hyundai Creta
Спрос на кроссоверы растет год от года, и это позволило «Крете» выстрелить очень успешно: продав с января по сентябрь прошлого года всего 8 с половиной тысяч автомобилей, в этом году Hyundai продано уже 37 тысяч, рост продаж составил более 330 процентов!
Действительно, Creta вышла весьма интересной. Уже в «базе» используется 123-сильный мотор, в топовой же версии – 150-сильный. Так что даже с учетом потерь на полный привод динамика и максимальная скорость неплохи. При этом в смешанном цикле машина укладывается в 7-8 литров расхода, в зависимости от типа мотора и трансмиссии.
Вполне серьезны и внедорожные возможности (конечно, по кроссоверным меркам) – все же 190 мм просвета и короткие свесы зачастую выручат даже без полного привода. Однако полноприводные версии интереснее прежде всего тем, что полузависимая задняя подвеска у них заменена на независимую: управляемость этих версий «Креты» заметно лучше, да и сама подвеска комфортнее. Однако до Renault, успевших обкатать кроссоверные подвески сначала на Duster, а затем перенесших решение на Kaptur, по уровню комфорта Hyundai пока далеко – на асфальте подвеска Creta слишком подчеркивает дефекты дорожного покрытия.
Не совсем логично настроены трансмиссия и мотор – да, резкие реакции на нажатие газа приятны в городе на асфальте, но уже на заснеженной колее начинают напрягать: идти внатяг труднее, чем на автомобилях-конкурентах. Зато это оправдывается габаритами салона – если вспомнить тот же Duster, то Creta окажется куда просторнее и в длину, и в ширину.
Цена Hyundai Creta — от 880000 рублей.
6 место – Volkswagen Polo
Если пятерка лидеров продаж – детища 21 века, то Polo среди них можно считать настоящим «старичком»: история этой модели началась еще 40 лет назад. В активах современного поколения и солидное имя, и неплохое оснащение, включая штатную биксеноновую оптику головного света с функцией подсветки зоны поворота, автоматически активирующейся при начале движения руля, если включены поворотники. В дизайне Polo нет таких кричащих ноток, которыми любят грешить корейцы – он серьезен, а для кого-то даже немного скучноват. Но, в отличие от конкурентов, которые в топовых комплектациях уже обходятся за миллион, Polo сохраняет звание бюджетного автомобиля: в «топе» он будет стоить чуть больше 800 тысяч рублей.
Динамикой машина не поражает ни с базовым 90-сильным мотором, ни с топовым 110-сильным. Особенно это заметно с автоматической трансмиссией, плавной и незаметной в работе, но ощутимо склонной к размеренной манере езды.
Маркетологи «Фольксвагена» явно рассчитывали на более возрастное поколение, чем создатели Kia Rio или Lada Vesta. Отразилось это и на продажах – Rio не просто продали в два раза больше, продажи Polo пострадали даже в сравнении с прошлым годом.
7 место – Renault Duster
Продажи Duster в России упали серьезнее, чем у Polo: тут падение составило уже 7,3%, а это не много ни мало почти 3 тысячи автомобилей. Рестайлинг, в России как всегда запоздавший (даже на Украине модельный ряд Renault обновляется раньше), не улучшил спрос на машину, которую когда-то расхватывали в автосалонах: хоть Duster и получил серьезный дорожный просвет, но по комфорту салона сохранил все признаки старого доброго «Логана». Если же вспомнить «лимитированную серию» Dakar Edition, то это даже начинает забавлять – электромагнитная муфта, подключающая задний привод, у «Дастеров» традиционно склонна к перегреву под нагрузкой, так что о штурме Дакара явно не стоит задумываться.
Тем не менее, «Дастер» остается самым продаваемым автомобилем Renault в России – как ни крути, это один из самых доступных полноприводных автомобилей в стране, и при этом его надежность не в пример выше, чем у отечественных внедорожников. В свое время автору приходилось встречаться даже с автомобилем, владелец которого неделю проездил с горящей лампой давления масла: хоть шумел этот бензиновый агрегат уже громче дизеля, но продолжал работать.
Цены на «Дастер» начинаются от 640000 рублей.
Как внедорожник «Дастер» весьма специфичен – у него нет ни «железных» блокировок, ни пониженного ряда. Тем не менее, короткая первая неплохо заменяет пониженную (в городе первая вообще практически бесполезна), а система АБС научилась избирательно подтормаживать буксующие колеса, подгружая дифференциал и заставляя его равномернее передавать крутящий момент. С «автоматом» же в грязь лучше не соваться – передач всего четыре, из них первая излишне длинная.
Немаловажное преимущество «Дастера» – это наличие в гамме моторов турбодизеля: он не только экономичен, но еще и отменно тяговит. Поэтому, даже несмотря на дороговизну дизельных версий, они имеют неплохой спрос.
8 место – Lada X-Ray
«Икс-Рей» продемонстрировал превосходные результаты: рост продаж в сравнении с прошлым годом составил более 80 процентов. Немалая заслуга в этом – использование платформы B0, которая прекрасно зарекомендовала себя на «Логане» и множестве других автомобилей. Так что, покупая X-Ray, можно не опасаться за ресурс подвески, которая, хоть и была модернизирована, сохранила характерные и прекрасно узнаваемые черты, а в чем-то даже стала надежнее (например, конструктора отказались от запрессовки шаровых в рычаги). При этом машина, хотя и явно похожа на новый Renault Sandero Stepway, все же имеет собственное «лицо», и довольно интересное.
Автомобиль доступен только с отечественными силовыми агрегатами, недавно версия со 110-сильным мотором Nissan была снята с производства. На выбор доступны лишь две коробки передач – механика и «робот», причем пока что не доведенные до ума: если у механической КПП при пробегах к 100 тысячам сдают синхронизаторы второй и третьей передач, то с «роботом» придется не только чаще менять сцепление, но и каждое второе ТО проходить адаптацию точки схватывания у официалов.
Подобная «сырость» не могла не сказаться на продажах – по сумме за этот год результаты «Икс-Рея» очень близки к Toyota RAV4, которая по оснащению и комфорту гораздо привлекательнее, и к Chevrolet Niva, которая при всех своих недостатках обойдет X-Ray вне асфальта с легкостью.
Стоимость Lada X-Ray — от 567000 рублей.
9 место – Toyota RAV 4
Линейка RAV4 на рынке уже больше 20 лет, причем, что характерно, нынешняя мода на «недокроссоверы» затронула и ее: если изначально автомобиль был исключительно полноприводным, что отображено и в названии, то в третьем поколении он из постоянного стал подключаемым, а в 2011 году появилась и переднеприводная версия автомобиля.
В топе продаж RAV4 остается самым дорогим автомобилем: минимальная цена базовой комплектации немногим не дотянула до полутора миллионов рублей. Причем за эти деньги не купить полный привод – в этом варианте машина имеет только передний, нет и выбора моторов: только двухлитровый бензиновый с 6-ступенчатой «механикой». За возможность ездить с полным приводом придется доплатить 90 тысяч, но нужно учесть, что трансмиссия в этом случае будет вариаторной: неплохой выбор для города и трассы, но съезжать в грязь все же спокойнее на «механике». А автомобиль с механической коробкой и полным приводом уже не купить дешевле 1710000 рублей.
Тем не менее, RAV4 остается весьма интересным внешне и современным внутри автомобилем, да еще и с легендарной «Тойотовской» надежностью. Количество электронных систем способно поспорить с автомобилями классом повыше: в RAV4 доступна даже система распознавания дорожных знаков и дорожной разметки. Несмотря на футуристичность интерьера, расположение органов управления не вызывает вопросов, за исключением разве что вынесенной наверх кнопки отключения ESP: по привычке ее ищешь слева от руля, рядом с кнопкой управления приводом.
10 место – Chevrolet NIVA
Самый дешевый и при этом «честный» внедорожник российского рынка продолжает оставаться в топе продаж. Ведя свои корни от старой доброй «Нивы», «Шнива» сохранила один-единственный двигатель объемом 1,7 литра, состыкованный с механической коробкой передач, имеющей пониженный ряд, а система полного привода имеет механическую блокировку межосевого дифференциала. Поэтому даже несмотря на пахнущий нафталином, да и откровенно безвкусный дизайн, общеизвестные проблемы с качеством сборки, бедность комплектации, Chevrolet Niva сохраняет популярность среди тех, кому нужна именно проходимость. На это намекает и наличие в списке опций шноркеля – не потребуется устанавливать его самостоятельно, получая в довесок проблемы с ГИБДД из-за внесения изменений в конструкцию автомобиля.
В этом случае даже устаревший мотор, кое-как дотянутый до современных эконорм, имеет свои плюсы: он прекрасно знаком ремонтникам, а многие владельцы «Шнив» вполне справляются с обслуживанием и ремонтом собственными силами. Так что за полмиллиона в младшей комплектации это достаточно интересный выбор для тех, кому часто приходится съезжать с асфальта.
При желании автомобиль можно и слегка освежить: в топовой комплектации LE+ Chevrolet Niva получает подушки безопасности с преднатяжителями ремней, АБС, электропакет, обновленное водительское сиденье с регулировкой поясничного подпора и высоты. Правда, и обойдется такая машина уже в 700 с лишним тысяч рублей.
Итоги
Закономерная тенденция российского рынка – высокий интерес к максимально универсальным автомобилям: в топе продаж этого года почти половина автомобилей имеет комплектации с полным приводом, причем в нем есть не только кроссоверы, но и машины с ярко выраженными внедорожными возможностями. И, естественно, наиболее популярны недорогие автомобили: по сумме продаж всех моделей лидирует ВАЗ и корейские концерны, на пятки которым наступает Renault. Однако при сходстве цен русский автолюбитель все же предпочитает более именитые бренды – пример Volkswagen и Toyota на это явно указывает.
Но самое главное, что тенденция к росту спроса явно проявила себя – если при сравнении с 2015 годом все лидеры топа 2016 года теряли в продажах, то сейчас демонстрируют рост. Изменились и предпочтения – особенно показателен пример Solaris. АвтоВАЗ же неплохо упрочнил свои позиции – Granta и Vesta пользуются стабильной популярностью, а X-Ray смог «подвинуть» с восьмого места Chevrolet Niva.
Не везет пока что Renault – ранее бывший одним из бестселлеров Logan ушел из топ-10, спустился на одну ступень «Дастер». В какой-то степени компанию выручил Kaptur, добавивший свою лепту в общие продажи (11 место в этом году), но противопоставить корейцам и ВАЗу французам пока что нечего. Хотя, если вспомнить, кто сейчас является фактическим хозяином ВАЗа…